Яньшин, П. В. (2020) Исследование конструктной валидности цвето-социометрического метода (ЦСМ) сравнением с результатами единойдиагностической методики (ЕМ)
pdf // Образование и психологическое
здоровье. Сборник материалов XXIII областной научно-практической конференции
11-12 ноября 2020 г. Самара, 2020. С. 18-42. https://disk.yandex.ru/i/MVCPmmt9hDfBxw
Аннотация.Результаты Единой методики (ЕМ) использованы
в качестве внешнего критерия валидности Цвето-социометрического метода (ЦСМ).
Подтверждена конструктная валидность показателей индикатор группы риска,
«количество взаимных выборов», «конформность оценок», «принятие группой»,
«доброжелательность». Подтверждена критериальная валидность многих показателей
ЦСМ, в том числе цветового портрета, цветового спектра восприятия, цветовых
выборов. Поставлена под сомнение валидность показателя «Фактор риска» ЕМ.
Яньшин, П. В. (2020) Психологическое состояние классов академии по параллелям (2019 г.)
pdf // Наука.Творчество. Сборник научных
статей XVI
международной научной конференции СГОАН 17 декабрь 2020 г. – Самара: Самар:
изд. ГБНОУ СО «Академия для одаренных детей (Наяновой)» - 2020 г. С. 113-126. https://disk.yandex.ru/i/jnQt-lapjkBhPw
Аннотация. Использован метод Цвето-социометрии (ЦСМ) – взаимной цветовой оценки в группе.
ЦСМ насчитывает более двадцати психологических характеристик оценки
эмоционального благополучия ученика. Исследовалась возрастная динамика
изменения характеристик психологического состояний 47 классов (728 учеников).
Большинство характеристик классов Академии находятся в границах нормы. Аналогично
большинству школ, многие характеристики эмоционального состояния классов имеют
тенденцию к ухудшению о 1-й к 11-й параллели. Наименее благополучной выглядит
7-я и 8-я параллель, после которой ситуация более-менее нормализуется к 11-й.
Вместе с тем есть две характеристики: уровень эмоциональной напряженности и
уровень потребности в покое, по которым, в среднем, классы Академии выглядят
хуже.
Ключевые слова:
цвето-социометрия, ЦСМ, эмоциональное благополучие ученика, эмоциональный
климат в классе
Annotation. The method of Color Sociometry
(CSM) - mutual color attribution in the group was used. CSM has more than
twenty psychological characteristics for the student's emotional well-being
assessment. The age dynamics of changes in the characteristics of the
psychological states of 47 classes (728 students) was investigated. Most of the
characteristics of Academy classes are within the normal range. As in most
schools, many characteristics of the emotional state of the classes tend to get
worse around the 1st to the 11th parallel. The 7th and 8th parallels look the
least favorable, after which the situation more or less normalizes to the 11th.
At the same time, there are two characteristics: the level of emotional tension
and the level of the need for rest, according to which, on average, Academy
classes look worse.
Key words: color sociometry, CSM, student's
emotional well-being, emotional climate in the classroom.
Яньшин П.В. (2018) О двух важных социально-психологических параметрах неблагополучия ученика
pdf //
«Наука. Творчество». Сборник научных статей. XIV Международная научная конференция. 9-15 апреля 2018. - Самара: изд-во Самарской государственной областной академии (Наяновой). – 2018. С.
133-138.
Аннотация. Использован метод Цвето-социометрии (ЦСМ) – взаимной
цветовой оценки в группе. Исследованы два системных параметра психологического
благополучия класса: отношение класса к ученику и отношение ученика к классу.
Выявлена степень пересечения этих характеристик и их устойчивость при переходе
в следующую параллель на материале с 1-го по 7-й класс. В среднем, 37% учащихся
в параллели испытывают эмоциональное отвержение со стороны одноклассников. В
среднем, 44 % учеников испытывают негативные эмоции по отношению к большинству
своих одноклассников. От 55% до 60% негативных проявлений параметров отвержения
группой и отвержения группы переходят в следующую параллель. Исследованные параметры
социально-психологического неблагополучия нестабильны как в межгрупповом, так и
во временном аспектах.
Ключевые слова:
Цвето-социометрия, ЦСМ, психологическое состояние класса, психологическое
неблагополучие учащегося.
Annotation. The article analyzes the phenomenon
of "death groups" on the Internet. It is asserted that the sequence
of instructions given by "curators" corresponds to the psychological
patterns of the formation of suicidal behavior of the most deadly type:
"cold suicide". Based on content analysis of messages and hashtag of
victims of induced suicide, it is concluded that the instructions of the death
groups are based on professional knowledge of the patterns of the formation of
suicidal behavior. Their curators provide artificial psychological means for
committing suicide to adolescents who fail the crisis of adolescence.
Key words: induced suicide, death groups, blue whale,
adolescent crisis, personality of suicide victim.
Яньшин П.В., Яньшина Е.А. (2017) Аннотация диагностической психолого-педагогической программы «Цвето-социометрический метод диагностики психологического состояния учебного коллектива (ЦСМ) (Метод взаимной цветовой оценки)
DOC// Психология развития и
адаптации: сборник материалов по результатам областного конкурса
паихолого-педагогических программ 2017 г. Самара, 2017. Стр. 101-105.
ЯньшинП.В.(2010) Цветосоциометрия. Исследование эмоционального состояния группы.
pdf // Сборник научных трудов
ученых Московского городского педагогического университета и Бакинского
славянского университета / Ред.: М.А.Мыльникова. – М.: МГПУ, 2010. С. 278-288.
Аннотация. Статья
посвящена исследованию конструктной валидности и надежности
Цвето-социометрического метода, или метода взаимной цветовой оценки в группе.
Метод совмещает достоинства клинического проективного теста (ЦТО А.М.Эткинда и
цветового теста М.Люшера) с характеристиками высоко валидного и надежного
психометрического теста. Метод предназначен для всестороннего исследования
эмоционального состояния группы: взаимной удовлетворенности, удовлетворенности
группой, групповой и индивидуальной самооценки, интегрированности в группу, сходства
когнитивных установок и т.п. Приводится результаты исследований, подтверждающих
высокую конструктную валидность и ретестовую устойчивость показателей ЦСМ,
сравнимую с надежностью психометрических тестов.
Яньшин П.В., Никишина И.А.(2001) Исследование объективного аспекта цветовой гетерооценки
pdf
Аннотация. Цель настоящего исследования состояла в изучение
«объективных» коррелятов цветового портрета путем установления связи между групповыми
цветовыми оценками, полученными в процессе Цвето-социометрии, и данными по
16-факторному опроснику Р.Кеттелла. Результаты подтвердили, что цветовой
портрет, основанный на суммарной групповой атрибуции цветов теста М.Люшера
определенному подростку имеет основание не только в субъективном отношении к
нему со стороны оценивающих, но и в чертах его характера (устойчивых
диспозициях поведения). Получены важные психологические корреляты с конкретными
цветами из набора теста М. Люшера.
Яньшин П.В. (2000) Влияние характеристик учителя на состояние класса (Цвето-социометрия). Тезисы
. pdf
Яньшин П.В.(2000) Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания
. pdf
// Журн. «Вопросы психологии», 2000. № 3. С.
128-138.
Аннотация. Статья посвящена исследованию конструктной
валидности и надежности Цвето-социометрического метода, или метода взаимной
цветовой оценки в группе. Метод совмещает достоинства клинического проективного
теста (ЦТО А.М.Эткинда и цветового теста М.Люшера) с характеристиками высоко
валидного и надежного психометрического теста. Метод предназначен для
всестороннего исследования эмоционального состояния группы: взаимной
удовлетворенности, удовлетворенности группой, групповой и индивидуальной
самооценки, интегрированности в группу, сходства когнитивных установок и т.п.
Приводится результаты исследований, подтверждающих высокую конструктную
валидность и ретестовую устойчивость показателей ЦСМ, сравнимую с надежностью
психометрических тестов.
Яньшин П.В. (2000) Новый
метод исследования динамики эмоционального состояния школьных классов // Актуальные
вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе. Материалы
областной научно-практической конференции / Ред. О.И. Сердюкова. Самара: Изд-во
СамГПУ, 2000. С. 112-118.
Яньшин П.В., Андреева К.В.(1999) Связь предпочтения цвета с Я-концепцией pdf
pdf // Журн. «Прикладная психология», 1999. № 6. С.
45-57. Аннотация. В “Учении о цветах” И.В.Гете содержится раздел,
посвященный “чувственно-нравственному” действию Цвета. Под этим действием Гете
понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета (Гете,
1920). Гете назвал именно так это действие, поскольку предполагал связь Цвета с
моральными и этическими переживаниями, с переживанием собственного “Я”. Сходное
представление о функции Цвета мы находим в мистике: “Я само находится внутри
цвета. Ни Я, ни астральное тело не отделимы от цвета, они живут в цвете...
Цвет есть носитель Я и астрального тела в физическом и эфирных телах”
(Штейнер Р. 1921). П.Флоренский в «Иконостасе», говоря об одежде святых, также
говорит о «ткани светоносных органов, как ближайшей к телу области духовных
энергий». Это дает основания предполагать, что действие цвета должно
отражаться не только в эмоциональных или физиологических реакциях человека, но
может распространяться и в сферу его самосознания. Предпочтение цвета,
следовательно, должно отражать особенности Я-концепции, а цветовое значение –
включать в свою структуру категории, релевантные самосознанию личности.
created with
Website Builder Software .