Информационный ресурс 
доктора психологических наук

Петра Всеволодовича Яньшина

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНО​​СТИ ОБРАЗОВАТЛЬНОЙ СРЕДЫ

Метод взаимной цветовой оценки в группе

Комплексный анализ эмоционального состояния учебныхгрупп: доброжелательность отношения друг к другу; социометрический статус (степень эмоциональной привлекательности / отвержения); уровень самооценки; личностная дисгармоничность (тревожность) учеников;  эмоциональнаялабильность; потребность в активности или отдыхе; потребность в самостоятельности; дифференцированность отношения друг к другу, психологическая чуткость. 
Полный перечень психологических характеристик насчитывает более 20 пунктов.

Полная компьютерная обработка с автоматической генерацией текстов заключений на целый класс и каждого ученика отдельно.

Метод успешно прошёл все этапы психометрического контроля. Суммарный размер выборки валидизации – около 700 человек. Выборка стандартизации - 389 классов в 9 учебных заведениях на более 8000 учениках и преподавателях.  

Сравнение классов

  

  • Солидарность во взаимных оценках
  • Взаимная привлекательность (эмоциональный климат)
  • Степень взаимной доброжелательности
  • Усредненная самооценка в группе
  • Личностная напряженность
  • Потребность в проявлении активности – индикатор утомления
  • Усредненная оценка классного руководителя
  • Эмоциональная оценка объектов ведущей деятельности (учеба и близкие отношения), в рамках которой формируются личностные новообразования
  • Усредненная оценка своего настроения в группе

Эмоциональное состояние класса

  • Зона психологического комфорта
  • Факторы, повышающие и понижающие психологическое благополучие класса с учетом нормативных данных по параллелям

Группа риска



На основе наличия двух или более признаков:

  • Обособленность
  • Отвержение группой
  • Неудовлетворенность группой
  • Низкая самооценка
  • Личностная дисгармоничность
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Потребность в покое (утомление)

Состояние ученика

  

  • Место в ранжировке учеников по психологическим характеристикам
  • Социометрические характеристики
  • Социометрическая матрица
  • Список симпатий /антипатий
  • Сходство / различие эмоциональных предпочтений
  • Социограмма
  • Индивидуальное психологическое заключение

Библиография по ЦСМ


Яньшин, П. В. (2020) Исследование конструктной валидности цвето-социометрического метода (ЦСМ) сравнением с результатами единойдиагностической методики (ЕМ)  pdf // Образование и психологическое здоровье. Сборник материалов XXIII областной научно-практической конференции 11-12 ноября 2020 г. Самара, 2020. С. 18-42.  https://disk.yandex.ru/i/MVCPmmt9hDfBxw
Аннотация.
Результаты Единой методики (ЕМ) использованы в качестве внешнего критерия валидности Цвето-социометрического метода (ЦСМ). Подтверждена конструктная валидность показателей индикатор группы риска, «количество взаимных выборов», «конформность оценок», «принятие группой», «доброжелательность». Подтверждена критериальная валидность многих показателей ЦСМ, в том числе цветового портрета, цветового спектра восприятия, цветовых выборов. Поставлена под сомнение валидность показателя «Фактор риска» ЕМ.

    Яньшин, П. В. (2020) Психологическое состояние классов академии по параллелям (2019 г.)  pdf // Наука.Творчество. Сборник научных статей XVI международной научной конференции СГОАН 17 декабрь 2020 г. – Самара: Самар: изд. ГБНОУ СО «Академия для одаренных детей (Наяновой)» - 2020 г. С. 113-126. https://disk.yandex.ru/i/jnQt-lapjkBhPw
Аннотация.
Использован метод Цвето-социометрии (ЦСМ) – взаимной цветовой оценки в группе. ЦСМ насчитывает более двадцати психологических характеристик оценки эмоционального благополучия ученика. Исследовалась возрастная динамика изменения характеристик психологического состояний 47 классов (728 учеников). Большинство характеристик классов Академии находятся в границах нормы. Аналогично большинству школ, многие характеристики эмоционального состояния классов имеют тенденцию к ухудшению о 1-й к 11-й параллели. Наименее благополучной выглядит 7-я и 8-я параллель, после которой ситуация более-менее нормализуется к 11-й. Вместе с тем есть две характеристики: уровень эмоциональной напряженности и уровень потребности в покое, по которым, в среднем, классы Академии выглядят хуже. 
Ключевые слова: цвето-социометрия, ЦСМ, эмоциональное благополучие ученика, эмоциональный климат в классе 
Annotation. The method of Color Sociometry (CSM) - mutual color attribution in the group was used. CSM has more than twenty psychological characteristics for the student's emotional well-being assessment. The age dynamics of changes in the characteristics of the psychological states of 47 classes (728 students) was investigated. Most of the characteristics of Academy classes are within the normal range. As in most schools, many characteristics of the emotional state of the classes tend to get worse around the 1st to the 11th parallel. The 7th and 8th parallels look the least favorable, after which the situation more or less normalizes to the 11th. At the same time, there are two characteristics: the level of emotional tension and the level of the need for rest, according to which, on average, Academy classes look worse. 
Key words: color sociometry, CSM, student's emotional well-being, emotional climate in the classroom.          
 
     Яньшин П.В. (2018) О двух важных социально-психологических параметрах неблагополучия ученика pdf // «Наука. Творчество». Сборник научных статей. XIV Международная научная конференция. 9-15 апреля 2018. -  Самара: изд-во Самарской государственной  областной академии (Наяновой). – 2018. С. 133-138. 
Аннотация. Использован метод Цвето-социометрии (ЦСМ) – взаимной цветовой оценки в группе. Исследованы два системных параметра психологического благополучия класса: отношение класса к ученику и отношение ученика к классу. Выявлена степень пересечения этих характеристик и их устойчивость при переходе в следующую параллель на материале с 1-го по 7-й класс. В среднем, 37% учащихся в параллели испытывают эмоциональное отвержение со стороны одноклассников. В среднем, 44 % учеников испытывают негативные эмоции по отношению к большинству своих одноклассников. От 55% до 60% негативных проявлений параметров отвержения группой и отвержения группы переходят в следующую параллель. Исследованные параметры социально-психологического неблагополучия нестабильны как в межгрупповом, так и во временном аспектах. 
Ключевые слова: Цвето-социометрия, ЦСМ, психологическое состояние класса, психологическое неблагополучие учащегося. 
Annotation. The article analyzes the phenomenon of "death groups" on the Internet. It is asserted that the sequence of instructions given by "curators" corresponds to the psychological patterns of the formation of suicidal behavior of the most deadly type: "cold suicide". Based on content analysis of messages and hashtag of victims of induced suicide, it is concluded that the instructions of the death groups are based on professional knowledge of the patterns of the formation of suicidal behavior. Their curators provide artificial psychological means for committing suicide to adolescents who fail the crisis of adolescence. 
Key words: induced suicide, death groups, blue whale, adolescent crisis, personality of suicide victim.
     Яньшин П.В., Яньшина Е.А. (2017) Аннотация диагностической психолого-педагогической программы «Цвето-социометрический метод диагностики психологического состояния учебного коллектива (ЦСМ) (Метод взаимной цветовой оценки) DOC// Психология развития и адаптации: сборник материалов по результатам областного конкурса паихолого-педагогических программ 2017 г. Самара, 2017. Стр. 101-105.

ЯньшинП.В.(2010) Цветосоциометрия. Исследование эмоционального состояния группы.  pdf // Сборник научных трудов ученых Московского городского педагогического университета и Бакинского славянского университета / Ред.: М.А.Мыльникова. – М.: МГПУ, 2010. С. 278-288. 
Аннотация.
Статья посвящена исследованию конструктной валидности и надежности Цвето-социометрического метода, или метода взаимной цветовой оценки в группе. Метод совмещает достоинства клинического проективного теста (ЦТО А.М.Эткинда и цветового теста М.Люшера) с характеристиками высоко валидного и надежного психометрического теста. Метод предназначен для всестороннего исследования эмоционального состояния группы: взаимной удовлетворенности, удовлетворенности группой, групповой и индивидуальной самооценки, интегрированности в группу, сходства когнитивных установок и т.п. Приводится результаты исследований, подтверждающих высокую конструктную валидность и ретестовую устойчивость показателей ЦСМ, сравнимую с надежностью психометрических тестов.

   Яньшин П.В., Никишина И.А.(2001) Исследование объективного аспекта цветовой гетерооценки   pdf 
Аннотация. Цель настоящего исследования состояла в изучение «объективных» коррелятов цветового портрета путем установления связи между групповыми цветовыми оценками, полученными в процессе Цвето-социометрии, и данными по 16-факторному опроснику Р.Кеттелла. Результаты подтвердили, что цветовой портрет, основанный на суммарной групповой атрибуции цветов теста М.Люшера определенному подростку имеет основание не только в субъективном отношении к нему со стороны оценивающих, но и в чертах его характера (устойчивых диспозициях поведения). Получены важные психологические корреляты с конкретными цветами из набора теста М. Люшера.

 Яньшин П.В. (2000) Влияние характеристик учителя на состояние класса (Цвето-социометрия). Тезисы . pdf 
  
  Яньшин П.В.(2000) Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания . pdf 
//
Журн. «Вопросы психологии», 2000. № 3. С. 128-138. 
Аннотация.
Статья посвящена исследованию конструктной валидности и надежности Цвето-социометрического метода, или метода взаимной цветовой оценки в группе. Метод совмещает достоинства клинического проективного теста (ЦТО А.М.Эткинда и цветового теста М.Люшера) с характеристиками высоко валидного и надежного психометрического теста. Метод предназначен для всестороннего исследования эмоционального состояния группы: взаимной удовлетворенности, удовлетворенности группой, групповой и индивидуальной самооценки, интегрированности в группу, сходства когнитивных установок и т.п. Приводится результаты исследований, подтверждающих высокую конструктную валидность и ретестовую устойчивость показателей ЦСМ, сравнимую с надежностью психометрических тестов.   
  
Яньшин П.В. (2000) Новый метод исследования динамики эмоционального состояния школьных классов // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе. Материалы областной научно-практической конференции / Ред. О.И. Сердюкова. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. С. 112-118.

    Яньшин П.В., Андреева К.В.(1999) Связь предпочтения цвета с Я-концепцией pdf  pdf // Журн. «Прикладная психология», 1999. № 6. С. 45-57. Аннотация. В “Учении о цветах” И.В.Гете содержится раздел, посвященный “чувственно-нравственному” действию Цвета. Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета (Гете, 1920). Гете назвал именно так это действие, поскольку предполагал связь Цвета с моральными и этическими переживаниями, с переживанием собственного “Я”. Сходное представление о функции Цвета мы находим в мистике: “Я са­мо на­хо­дит­ся вну­т­ри цве­та. Ни Я, ни ас­т­раль­ное те­ло не от­де­ли­мы от цве­та, они жи­вут в цве­те... Цвет есть но­си­тель Я и ас­т­раль­но­го те­ла в фи­зи­че­с­ком и эфир­ных те­лах” (Штей­нер Р. 1921). П.Флоренский в «Иконостасе», говоря об одежде святых, также говорит о «ткани свето­носных органов, как ближайшей к телу области духовных энергий». Это дает основания предполагать, что действие цвета должно отражаться не только в эмоциональных или физиологических реакциях человека, но может распространяться и в сферу его самосознания. Предпочтение цвета, следовательно, должно отражать особенности Я-концепции, а цветовое значение – включать в свою структуру категории, релевантные самосознанию личности.