Информационный ресурс 
доктора психологических наук

Петра Всеволодовича Яньшина

 Психология и психосемантика Цвета

Это ссылка на мой старый сайт, посвященный психологии и психосемантике цвета. 
Он н​​е обновлялся с 2009 года, но всё ещё актуален. 
На сайте размещено более 3,5 Мб текстовой информации по психологии Цвета, доступной для ознакомления и скачивания. 
Материалы сайта имеют, в основном, теоретико-исследовательскую направленность.  
Для кого этот сайт? Для всех, кто интересуется психологией Цвета. Для тех, кто верит, что Цвет - реален, что он объективный феномен, 
свойство окружающего нас мира, часть породившей нас Матери-Природы, часть нашей души. 

Библиография по психосемантике Цвета

Яньшин, П. В. (2021) Психосемантика Цвета: учебное пособие для вузов / П. В. Яньшин. — 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). ISBN 978-5-534-13001-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468252 (дата обращения: 28.08.2021). 
Аннотация.
Цвето-эмоциональные фильтры восприятия, цвет вкуса и запах цвета, взаимное превращение цветов и эмоций, цвет в биологии, психологии, философии, искусстве, мистике и теологии — вот очень краткий перечень тем этой книги. Цвет — это несравнимо больше, чем элементарное ощущение или электромагнитное излучение. В цвете есть нечто, адресованное не только «глазу», но целостному человеку. Цвет — это точка, в которой удивительным образом соприкасаются человеческий мозг и универсум (Сезанн). Учебное пособие представляет собой уникальное по широте и глубине исследование, в котором делается удачная попытка обобщить максимальное количество фактов и гипотез, объясняющих влияние цвета на физическое состояние и сознание. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Книга рассчитана на профессиональную аудиторию психологов, философов, художников-дизайнеров, а также студентов этих специальностей. Помимо этого, книга послужит учебником, справочником и практическим руководством для всех, кто просто интересуется цветом либо профессионально использует цвет как средство выразительности или инструмент воздействия на человеческое сознание.   

    ЯньшинП.В. (2018) Методологические основания психосемантики цвета: эстетико-феноменологический подход И. В. фон Гёте  pdf // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». С. 192-199. 
Аннотация.   Современная психология не имеет своего определения цвета, а использует определения, заимствованные у физиков и физиологов. В статье обосновывается гуманитарная парадигма природы цвета, опирающаяся на труд И.-В. Гёте «Учение о цвете». Психосемантика Цвета предполагает рассмотрение цвета как естественного семантического объекта,а процесса восприятия цвета – как сложно иерархизированного процесса интерпретации цветового образа.  Доказываются методологические преимущества гётевской теории, которая в сочетании с семантической теорией восприятия может послужить теоретической базой для психосемантики цвета. Ключевые слова: цвет, цветопсихология, психосемантика цвета, цветовой образ, Гёте.       

        Яньшин П.В. (2017) Архетипические основания трехцветной символизации pdf 
// Современные проблемы и тенденции развития психологии в XXI веке: сб. статей / ред. Т.А. Ахрямкина, М.Ю. Горохова. – Самара, СФ ГАЩН ВО МГПУ, 2017 – (Международное академическое сотрудничество). Стр. 116-123. Yanjshin P. V. ON THE ARCHETYPAL BASIS OF THREE-COLOR CATEGORIZATION 
Аннотация. Исследование перебрасывает мостик из белого, красного и черного  цветов между древним «архаичным» сознанием и подсознанием современного человека. Доказывается, что феномен трехцветной символизации, имевший в отдаленном прошлом широкое распространение, перекликается с данными современной психологии, выделившей в сознании человека не осознаваемый актуально глубинный уровень представления о действительности, на котором она (действительность) членится на три универсальных категории: «Оценка» (Evaluation), «Сила» (Potency) и «Активность» (Activity) [Osgood, Ch., et al., 1957]. В обо­их слу­ча­ях мы име­ем де­ло с од­ной ка­те­го­ри­аль­ной си­с­те­мой, сим­во­ли­зи­ру­е­мой кра­с­ным, бе­лым и чер­ным цве­том. Кор­ни ри­ту­аль­ной цветовой сим­во­ли­ки, «вышед­шей из упо­т­реб­ле­ния» с на­сту­п­ле­ни­ем со­в­ре­мен­ной ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции, не ис­чез­ли, а про­дол­жа­ют, те­перь уже в под­соз­на­нии, стру­к­ту­ри­ро­вать кар­ти­ну ми­ра со­в­ре­мен­но­го че­ло­ве­ка. В частности, тех­ни­ка коннотативного се­ман­ти­че­ско­го диф­фе­рен­ци­а­ла своим основанием имеет архетипические закономерности трехчастной цветовой категоризации.
Ключевые слова: символика цвета, архетип, красный, белый, черный, коннотативное значение, семантический дифференциал, троичность. 
Abstracts. The study throws a three colors (white, red and black) bridge between the ancient "archaic" mind and the subconscious mind of modern man. The study proves that the phenomenon of three-color symbolization, widespread in the distant past, echoes the findings of modern psychology, which have discovered in the consciousness of modern man the deep unconscious level of actual representation of reality in which it (reality) is divided into three general categories: “Evaluation”, “Potency” and "Activity” [Osgood, Ch., et al., 1957]. In both cases we deal with a categorical system, symbolized by the red, white and black. The roots of the ritual symbolism of color, "the obsolete" with the advent of modern European civilization, have not disappeared, but continue, now from the unconscious, to structure the picture of the world of modern man. In particular, the technique of connotative semantic differential has on its basis the archetypal patterns of this three-color categorization. 
Keywords: color symbolism, archetype, red, white, black, connotative meaning, semantic differential, triplicity.   
   
     Яньшин П.В. (2012) Методологический анализ ньютонианского представления о цвете. pdf // Актуальные проблемы психологии. Сборник научных статей. – Самара, СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. С. 104-115. 
Аннотация.
В статье подвергается методологическому анализу и критике распространенное в психологии психофизическое определение понятия «цвет» как субъективное ощущение электромагнитного спектра. Демонстрируется, что оно строится на архаичных методологических предпосылках рационализма и атомизма (элементаризма), и не отражает современные физические знания и представления о мире. Редукция целостного цветового образу к элементарным ощущениям препятствует развитию собственно психологических исследований Цвета, лежащих в области его семантики и экспрессии. Ставится задача формулировки собственно психологического понятия «Цвет». 
The summary
. The article provides methodological analysis and critique of popular psychophysical definition of "Color" as a subjective feeling of the electromagnetic spectrum. It was demonstrated that it is based on archaic assumptions of methodological rationalism and atomism (elementarizm), and is not coherent with modern physical knowledge and understanding of the world. The reduction of  integrated color image to the elementary sensations actually prevents the development of psychological research of Color perception (images) lying in area of its semantics and expressiveness. We pose the problem of properformulationof psychologicalconcept of "Color".

  Яньшин П.В. (2006) Психосемантика Цвета (Монография) pdf
Аннотация. Монография представляет собой первое и уникальное по широте и глубине исследование, в котором делается удачная попытка обобщить максимальное количество фактов и гипотез, объясняющих влияние цвета на физическое состояние и сознания.  Авторская концепция базовых контекстов восприятия позволяет объединить доселе разрозненные и противоречивые факты в стройную систему. Структура монографии подчиняется главной цели: продемонстрировать, как естественные значения цветов разворачиваются в различных контекстах филогенеза, онтогенеза и истории культуры, выражаясь на бессознательном (физиология) и осознанном уровнях. Книга рассчитана на профессиональную аудиторию психологов, философов, художников-дизайнеров, а также студентов этих специальностей. Помимо этого, по желанию читателя эта книга послужит учебником, справочником и практическим руководством для всех, кто просто интересуется цветом либо профессионально использует цвет как средство выразительности или инструмент воздействия на человеческое сознание. Это наиболее полно представленные мои исследования в области психологии Цвета. Последняя из трех монографий по этой теме. Две другие есть на сайте colormind.narod.ru 
    Яньшин П.В., Фомина Ю.В. (2002) Исследование специфичности эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков геометрических фигур у детей дошкольного возраста. pdf    pdf// Психологический журнал, 2002. Том 23. № 1. С.61-70. 
Аннотация.
В статье излагаются результаты исследований по изучению специфичности эмоциональной категоризации для цветовых признаков объектов. Помимо доказательства правомерности выделения таковой категоризации, рассматриваются гипотезы врожденности физиологических механизмов цвето-эмоциональной категоризации и проблемы, связанные с возрастной динамикой ее освоения детьми. Описываются обнаруженные в ходе исследования эффекты «сенсибилизации-десенсибилизации» к форме и цвету. Ставится проблема дальнейшего изучения обнаруженного типологизирующего признака использования формы или цвета в раннем детском возрасте и диагностических возможностей предложенной экспериментальной модели. Ключевые слова: цвет как предметная характеристика, цвето-эмоциональная категоризация, специфические категориальные структуры, возрастная динамика.

2001
ЯньшинП.В. (2001) Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта. (Автореферат докторской диссертации - МГУ, 2001)
 pdf 
  Яньшин П.В. ( 2001) Психосемантический анализ категоризации цветав структуре сознания субъекта. Диссертация д.пс.н. (МГУ, ф-т психологии, 2001) pdf Более читабельный и понимабельный текст - см. мою монографию "Психосемантика Цвета" (см. выше). Но в диссертации есть последняя глава, посвященная Цвето-социометрии, которая в монографию не включена. Рекомендую.
   Яньшин П.В., Никишина И.А.(2001) Исследование объективного аспекта цветовой гетерооценки   pdf 
Аннотация. Цель настоящего исследования состояла в изучение «объективных» коррелятов цветового портрета путем установления связи между групповыми цветовыми оценками, полученными в процессе Цвето-социометрии, и данными по 16-факторному опроснику Р.Кеттелла. Результаты подтвердили, что цветовой портрет, основанный на суммарной групповой атрибуции цветов теста М.Люшера определенному подростку имеет основание не только в субъективном отношении к нему со стороны оценивающих, но и в чертах его характера (устойчивых диспозициях поведения). Получены важные психологические корреляты с конкретными цветами из набора теста М. Люшера.
   Яньшин П.В.,Клюева А.И. (2001) Исследование связи периферических полей цветового зрения с устойчивыми характеристиками личности DOC // Развитие аэрокосмических знаний в ХХI веке: Первая всероссийская молодежная научно-практическая конференция 7-8 апреля 2001 г. Ульяновск, 2001. С. 31-35. 
Аннотация. В обыденной жизни бытуют выражения «Видеть мир в неверном свете», «Он видит мир в мрачных тонах», «Видеть мир в розовом цвете» и т.д. Эти метафоры предполагают связь порогов восприятия цветов с эмоциональным состоянием  и складом личности человека. Наши исследования свидетельствуют, что восприятие цвета тесно связано с психологическим состоянием человека, а его предпочтение – с определенным числом его личностных характеристик и аспектами Я-концепции. Все это дает основания предполагать связь между устойчивыми характеристиками личности и порогами цветовой чувствительности. Результаты исследования свидетельствуют, что люди с разной структурой личности склонны видеть мир буквально в разном цвете. Например, эмоционально уравновешенные экстраверты видят мир более красочным, с преобладанием теплых тонов. Тревожные интроверты, напротив, - менее красочным, с преобладанием синего. Кроме этого, в зависимости от особенностей личности «колорит мира» по-разному представлен для правого и левого глаз.

 Яньшин П.В. (2000) Введение в психосемантику цвета. (Учебное пособие) Самара: СамГПУ, «Пиквик –Club», 2000.   Яньшин П.В. 

        Яньшин П.В. (2000) Метафизика Света и Цвета
// Христианство и культура. Материалы конференции. СамГПУ, Самара, 2000. С. 277-285.
  Аннотация. Этот доклад носит обзорный характер. Его цель - приблизиться к ответу на вопрос: почему человек способен различать цвета?
  
Яньшин П.В. (2000) Цвет как фактор саморегуляции
  pdf // Журн. “Прикладная психология”. 2000. № 4.  
Аннотация.
Цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечнососудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции 

     Яньшин П.В. (2000) Индивидуальные различия и характеристики цветового восприятия . doc 
// Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Коллективная монография. Ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. М. – Оренбург: ООИПКРО, 2000. С. 76-93. 
Аннотация.
Большинство ис­сле­до­ва­ний в области ощущения и восприятия цвета строятся по модели, по су­ти сво­ей сов­па­да­ю­щей с из­ве­ст­ной би­хе­ви­о­ри­ст­ской схе­мой “сти­мул - ре­ак­ция”, где в ка­че­ст­ве сти­му­ла вы­сту­пает тот или иной цвет, а в ка­че­ст­ве ре­ак­ции фи­к­си­руются фи­зи­о­ло­ги­че­ские из­ме­не­ния в ор­га­низ­ме и их пси­хо­ло­ги­че­ские «кор­ре­ля­ты» ли­бо «ком­по­нен­ты». Од­на­ко воз­мо­жен и про­ти­во­по­ло­ж­ный ло­ги­че­ский ход, со­сто­я­щий в при­зна­нии вза­и­мо­обу­сло­в­лен­но­сти про­цес­сов вос­при­ятия (в ши­ро­ком смы­с­ле это­го сло­ва) и психологических со­сто­я­ний че­ло­ве­ка, особенностей его личности. Как свидетельствуют исследования в этой области, воздействие цвета комплексно и закономерно влияет на психо-соматический статус людей и животных, и это влияние совпадает с характеристиками, традиционно приписываемыми определенным цветам. «Холодные» (особенно голубой и синий) цвета успокаивают, расслабляют, «теплые» (желтый, красный, оранжевый) – возбуждают и усиливают внутреннее напряжение. Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, позволяет обосновать положение, что индукция психологического состояния посредством цвета протекает по тем же механизмам, что и перцептивное приписывание (нарушение цветовой константности), но в обратном направлении. Существуют закономерные изменение колорита воспринимаемого образа в зависимости от актуального эмоционального состояния, а также устойчивые стилевые особенности цветового восприятия, связанные с устойчивыми характеристиками личности. Закономерные связей между функциональным состоянием цветового анализатора, эмоциональным состоянием и устойчивыми характеристиками личности совпадают с таковыми, зафиксированными в коллективном сознании в форме устойчивых речевых оборотов. Выявлена сравнительно большая заинтересованность правого полушария мозга и желто-синей оппонентной оси цветового анализатора в выявленных закономерностях.

Яньшин П.В. (1999) Семантика цветового образа. pdf
 
//
Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем. Материалы III международной конференции по исторической психологии российского сознания. Ежегодник Российского психологического общества. Т. 3, вып. 2. Самара, СамГПУ, 1999. С. 200-217. 
Аннотация.
Что такое Цвет? Вопрос «биологической целесообразности» цветового зрения. Метафизика и теология Цвета.   Яньшин П.В. (1999) Психология цвета. Эстетико-феноменологический подход Гете против механицизма И.Ньютона   pdf 
//
Журн. «Прикладная психология». М., №2, 1999. С. 15-22. 
Аннотация.
Основанием для написания этой статьи послужил целый ряд нерешенных проблем в области изучения феномена цвета. Это становится очевидным, в частности, при попытке применить понятийный аппарат, принятый в физике цвета, физиологии и психофизиологии цветового зрения  и др. для осмысления фактов, полученных при экспериментах по шкалированию цветов, цветовому предпочтению, воздействию цвета на человеческие эмоции и т.д.
    Яньшин П.В., Андреева К.В.(1999) Связь предпочтения цвета с Я-концепцией  pdf // Журн. «Прикладная психология», 1999. № 6. С. 45-57. Аннотация. В “Учении о цветах” И.В.Гете содержится раздел, посвященный “чувственно-нравственному” действию Цвета. Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета (Гете, 1920). Гете назвал именно так это действие, поскольку предполагал связь Цвета с моральными и этическими переживаниями, с переживанием собственного “Я”. Сходное представление о функции Цвета мы находим в мистике: “Я са­мо на­хо­дит­ся вну­т­ри цве­та. Ни Я, ни ас­т­раль­ное те­ло не от­де­ли­мы от цве­та, они жи­вут в цве­те... Цвет есть но­си­тель Я и ас­т­раль­но­го те­ла в фи­зи­че­с­ком и эфир­ных те­лах” (Штей­нер Р. 1921). П.Флоренский в «Иконостасе», говоря об одежде святых, также говорит о «ткани свето­носных органов, как ближайшей к телу области духовных энергий». Это дает основания предполагать, что действие цвета должно отражаться не только в эмоциональных или физиологических реакциях человека, но может распространяться и в сферу его самосознания. Предпочтение цвета, следовательно, должно отражать особенности Я-концепции, а цветовое значение – включать в свою структуру категории, релевантные самосознанию личности.     

       Яньшин П.В. (1996) Эмоциональный Цвет. Эмоциональный компонентв психологической структуре цвета. (Монография). СамГПУ – Самара, 1996.